Что будет с АвтоВАЗом?!

16.02.2014  Тематика: Общая тематика

На АвтоВАЗе грядут большие перемены. Во-первых, уже как бы пора, потому что компания застоялась и явно требует встряски. Во-вторых, на должности директора россиянина Игоря Комарова сменил швед Бу Андерссон, который широко известен своими жесткими принципами работы. Сможет ли новая, да еще и импортная, метла вымести сор из всех закоулков огромного завода, мы пытаемся понять в этом материале.

Чтобы говорить о будущем нужно понять, в каком состоянии завод находится сегодня. Еще 3-4 года назад если и говорилось о главном отечественном автопроизводителе, то только в контексте банкротства и перечисленных ссуд от государства. Про качество выпускаемой продукции речи не было. Сегодня ситуация немного изменилась. Во всяком случае, о каких-то серьезных финансовых проблемах говорить не приходится. Завод не стал высокоприбыльным, но потихоньку зарабатывает и хотя бы сам себя обеспечивает. Про качество продукции говорить до сих пор не хочется, хотя и в этом направлении объективные подвижки есть.

Все эти изменения произошли при Комарове, который оставил как у сторонних наблюдателей, так и у работников завода, скорее приятное впечатление. Сделано и правда было немало. «Классика» и «Самара» наконец-то покинули конвейер, начат выпуск Granta, модернизированы Kalina и Priora, завод освоил лицензионный выпуск Largus. Отдельный плюс, что выкуплена сборочная площадка в Ижевске, которая скоро начнет выпускать хэтчбеки Granta, а также заложен еще один завод – в Казахстане. Наконец, АвтоВАЗ начал выступать сборщиком автомобилей иностранных брендов. Речь идет о марках Renault и Nissan. Последний факт может и не очень патриотичен, зато хорошо вписывается в мировую глобализацию.

Значит все хорошо и поводов для волнений нет? Не совсем так. Про огромные долги мы не говорим, это само собой разумеющееся. Куда страшнее, что из года в год сокращается спрос на тольяттинские машины. В прошлом году падение составило весьма чувствительные 15%. Понятно, что просел весь рынок, но снижение доли АвтоВАЗа было самым заметным. В иные времена тольяттинские машины занимали первые пять мест в рейтинге продаваемости. Сегодня только Granta в лидерах, остальные хоть и в десятке, но не на первых ролях.

Не удалось переломить и имидж марки. Новые Granta, Kalina и Priora, конечно, лучше дорестайлинговых версий, однако серьезным прорывом не стали и по-прежнему содержат ряд свойственных именно автовазовским машинам проблем. Не удивительно, что общий престиж бренда остается невысоким и любой владелец Lada, накопив чуть больше денег, без колебаний меняет автомобиль. Пусть даже на такой же простой и неказистый, но хотя бы более надежный и качественно собранный.

Вот в такой ситуации директором завода стал Бу Андерссон. Личность, надо сказать, довольно известная и с интересной биографией. Получив три высших образования, он устроился в компанию General Motors, где сделал карьеру и дорос до должности вице-президента по закупкам. В 2009 году начался российский этап его биографии, когда Бу по личному приглашению Олега Дерипаски возглавил Группу «ГАЗ». В Нижнем Новгороде ситуация тогда была еще хуже, чем в Тольятти. Завод терпел убытки по 11 млрд рублей в год, и никто не знал, что с этим делать. Андерссон ситуацию исправил, правда, довольно жестким мерами. Почти в два раза сократилась численность персонала, был закрыт выпуск убыточной Волги-Сайбер (а ведь на покупку лицензии и оборудования были потрачены колоссальные средства), в три раза сокращены производственные территории. Все силы Андерссон сосредоточил на развитии ГАЗелей, которые приносили заводу больше всего денег. Сначала появилась версия «Бизнес», а после и «NEXT». Кроме того, упор был сделан на сборку иномарок – как легковых, так и коммерческих. В итоге, сегодня завод не только не терпит убытки, но и приносит прибыль.

Андерссон отличается необычной манерой руководства. Он не сидит в своем кабинете, отгородившись стенами, а каждый день ходит по цехам завода, прямо в них и устраивая планерки. Выглядит эффектно, но подчиненным, видимо, серьезно действует на нервы. По заводу уже пошли крики «Варяг! Завоеватель!». Некие анонимы, видимо из числа заводских работников, даже успели поупражняться в остроумии на просторах интернета. Начал Андерссон и правда жестко. С момента его вступления в должность прошло всего две недели, а он уже сделал заявление о грядущих сокращениях: на 2,5 тысячи человек – руководящий состав, на 5 тысяч – сборщики и рабочие. Стоит ли удивляться, что кому-то на заводе это не нравится? Оценивать меры по реформированию в режиме реального времени сложно, поэтому мы от комментариев воздержимся. В конце концов, все покажет финансовая отчетность. Но вообще разогнать лодырей и неквалифицированных сотрудников, а остальным повысить зарплату до конкурентоспособной величины, было бы неплохо.

Между тем, интересно порассуждать о модельном будущем АвтоВАЗа. В этом году, судя по всему, ничего своего не будет, но завод должен запустить сборку второго поколения Renault Logan и Sandero, а также долгожданный Datsun. Но дальнесрочные проекты есть. В частности модель Lada B, которую в камуфляже уже успели заснять фотошпионы. Считается, что эта машина может прийти на смену Priora уже в 2015 году. Особенностью Lada B является то, что это преимущественно заводская разработка. Над дизайном работает Стив Маттин, шасси и двигатели конструируют вазовские инженеры.

Еще есть проект по созданию нового поколения «4х4», но он, как пока заявляется, будет реализован не раньше 2017 года. Там тоже много всего нового. И французский двигатель в 135 лошадиных сил, и новый дизайн, и различные опции. Вроде бы это тоже своя разработка. В остальном АвтоВАЗ, по планам, должен активно начать использование платформы B0, на которую купил лицензию. Понятно, что через пару лет будет проведен рестайлинг Largus, но и судьба Kalina и Granta тоже видится именно на этой платформе. Во-первых, потому, что она лучше того, что есть у АвтоВАЗа сейчас, во-вторых, потому, что это унификация и удешевление производства, а Андерссон к этому и стремиться.

Тут и возникает главный вопрос в развитии АвтоВАЗа. Андерссона обвиняют в том, что он иностранец и поставлен над заводом, чтобы банально зарабатывать деньги, не задумываясь над такими понятиями как российский автопром, самобытные модели и национальная техническая гордость. Однако здесь важно определиться со своими ценностями. Какой АвтоВАЗ нужен стране? Который производит свои, но не очень хорошие машины, либо занимается тупой отверточной сборкой, но именитых брендов? Однозначное мнение трудно высказать. Своих читателей мы приглашаем ответить на этот вопрос в нашем опросе.


Категории новостей

Единая справочная служба

+7 (969) 777-83-19

Режим работы

Дилерский центр ГАЗ:
пн. - пт. с 8:30 до 18:00
сб. – с 9:00 до 18:00
вс. - выходной

Дилерский центр УАЗ:
пн. - пт. с 8:30 до 18:00
сб.- вс.  выходной

Дилерский центр ПАЗ
пн. – пт. с 8:30 до 17:30
сб. – вс. выходной

Дилерский центр LADA:
пн. – пт. с 8:30 до 19:00
сб. – вс. с 9:00 до 18:00

Сервисный центр LADA:
пн. – пт. - с 8:30 до 19:00
сб. – вс. - с 9:00 до 18:00

Станция технического обслуживания
(ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, коммерческая техника):

пн. – сб. - с 8:00 до 20:00
вс. - выходной

Наш адрес

ООО «ТСС Кавказ» (ООО «АвтоГАЗсервис»)
357528, Россия, Ставропольский край,
г.Пятигорск, ул.Делегатская, 97.

Как нас найти?
Карта сайта