Главная страница » Спецтехника «ГАЗ» » Новости «ГАЗ» » Пресс-релиз: Сергей Занозин, "Ведомости"

Пресс-релиз: Сергей Занозин, "Ведомости"

31.05.2008

- В России выгодно делать автомобили, - Сергей Занозин, председатель правления Группы ГАЗ.

Партнерство с иностранцами- ключевой элемент стратегии развития «Группы ГАЗ». Но основной бизнес- выпуск легких коммерческих автомобилей- Группа будет развивать самостоятельно, говорит Сергей Занозин.

Сергей Занозин - один из долгожителей «Группы ГАЗ». Работает в ее структурах восемь лет. «Павловский автобус», в котором в 2000г. Занозин был гендиректором, стал первым приобретением Олега Дерипаски в автопроме. С него-то и началось формирование «Группы ГАЗ». В прошлом году Занозин возглавил компанию и теперь работает по 16часов в сутки и мечтает, чтобы «Группы ГАЗ» стала лучшей автомобильной компанией мира. В ближайших планах- разработка и запуск «ГАЗели-3», поиск иностранных партнеров для дивизиона грузовиков и спецтехники. Также «Группы ГАЗ» пытается договориться c«GM»и «Chrysler» о создании совместной платформы легкового автомобиля.

- Вы возглавили «Группы ГАЗ» в октябре прошлого года. Какие события, по-вашему, за это время были самыми важными?

- Последние полгода мы отрабатывали стратегию развития до 2012г. и в мае планируем принять этот документ на совете директоров. В рамках этой стратегии мы готовим программу реструктуризации компании. В группе останутся одни продуктовые дивизионы. Это LCV (легких коммерческих автомобилей), дивизион легковых автомобилей, грузовики, спецтехника, автобусы и дивизион «Power train» (двигатели и трансмиссия). В каждом из них будет свой сбыт, производство и закупки. Производство автокомпонентов будет выделено из компании. Ведь чтобы успешно развивать выбранные направления и успевать при этом за рыночными ожиданиями, Группа должна инвестировать в проекты минимум $5млрд. У нас таких денег нет. Большой вопрос, хватит ли нам денег на все проекты дивизиона LCV и при этом еще на легковые автомобили. Что тогда делать? Мы ответили себе: искать партнеров для тех дивизионов, где нет возможности справиться самим. Это дивизионы строительно-дорожной техники и грузовиков. Сейчас ведем переговоры со многими иностранными компаниями. Партнеры помогут сократить наши инвестиционные потребности вдвое.

- $2,5млрд. все равно немаленькая сумма. Где возьмете деньги?

- Инструментов много. Помимо стратегических партнерств мы можем делать займы, поскольку наша компания- привлекательный заемщик. А также IPO. Мы приняли решение о технической готовности к IPO, чтобы иметь возможность сделать размещение, как только у нас возникнет в этом необходимость.

- Придется проводить допэмиссию акций. Олег Дерипаска согласен на размытие своей доли?

- Он, конечно, понимает, что компании нужны средства для развития. А при многочисленных слияниях и поглощениях, которые сейчас проводят компании «Базового элемента», «Группа ГАЗ» должна предложить свой подход для привлечения инвестиций.

- Почему именно дивизионы спецтехники и грузовиков вы решили не развивать самостоятельно?

- Все просто. Дивизион LCV для «Группы ГАЗ» приоритет- на него приходится 40%нашего бизнеса. Мы не хотим его ни с кем делить. Двигатели: если ты их не производишь сам- а это с мостами и коробками занимает до 40%себестоимости автомобиля,- то твое влияние на процесс управления заканчивается на сборке. А это всего лишь 10%себестоимости. Наконец, автобусы. Мы сейчас занимаем 3-4-ю строчку крупнейших производителей автобусов в мире, и за последние пять лет дивизион обзавелся полной линейкой автобусов от 7до 17м. Зачем нам искать партнера теперь? Он нужен тогда, когда у тебя нет продукта и нет решений, чтобы сделать этот продукт. Такая ситуация у нас со спецтехникой. Этот рынок очень интересен и интенсивнее всего развивается. Но мы на нем нишевый игрок, у нас, к примеру, нет асфальтоукладчиков и катков. Чтобы создать полную линейку для этого дивизиона, нужны инвестиции порядка $2млрд. Пока мы будем их тратить на разработку новых продуктов, рынок убежит вперед. А нам продукт нужен сегодня. Именно поэтому мы ищем партнера, который помог бы нам дополнить нашу линейку. С грузовиками та же логика. У нас в линейке, например, не хватает дорожного автомобиля.

- Когда вы говорите «найти партнера», вы имеете в виду создание СП или покупку заводов, лицензий? И с кем ведутся переговоры?

- Все зависит от того, кто этот партнер. Решение мы примем довольно быстро, а сказать, с кем ведутся переговоры, не могу.

- Но в грузовиках это кто-то из «большой четверки»?

- Да, и еще есть Юго-Восточная Азия. Там очень хорошие грузовые платформы, и они дешевле, чем у европейцев или американцев.

- Расскажите подробнее, как вы будете свой основной дивизион LCV развивать?

- Главный его продукт- «ГАЗель», и в 2008-2009гг. мы проведем ее модернизацию. Изменим интерьер и экстерьер, исправим оставшиеся дефекты по коробке и мостам. Начнем устанавливать на нее дизельный двигатель- чтобы выйти в более дорогой сегмент, одновременно оставаясь и в дешевом. В общем, мы сделаем все, чтобы эта машина хорошо продавалась четыре года до выпуска новой «ГАЗели-3».

- То есть «ГАЗель-3» появится в 2012г.?

- Постараемся запустить ее раньше. Сегодня мы уже близки к тому, чтобы завершить концепцию развития этого продукта, она появится через два месяца. После этого мы проведем тендер и пригласим несколько компаний на разработку продукта. Скорее всего, переднеприводная «ГАЗель-3» будет привязываться к платформе «Maxus» (сейчас выпускается на принадлежащем «ГАЗу» заводе LDV в Бирмингеме).

- Когда вы начнете выпускать «Maxus» в России?

- Проект по организации сборки «Maxus» в Нижнем Новгороде открыт. Производство планируется начать в середине следующего года. Постепенно доведем выпуск до 40000«Maxus» в год. Инвестиции в организацию выпуска этой машины в России будут невелики, потому что мы смогли найти решение по модернизации существующего окрасочного комплекса. В Бирмингеме производство закрывать не будем, оттуда будем продвигать «Maxus» на международные рынки, к примеру в Юго-Восточную Азию, где есть праворульные машины. Может быть, мы там даже выпускать «Maxus» будем. Мы вообще в этом регионе, а также в Индии и Бразилии рассматриваем варианты для создания различных СП.

- Сколько «Maxus» будет стоить в России?

- Он уже продается, в базовой комплектации цена— 504000руб. Мы адаптировали «Maxus» для российских клиентов: усилили заднюю подвеску, чтобы она могла выдержать наши дороги.

- Локализация «Maxus» и проект новой «ГАЗели» упираются в отсутствие у «ГАЗа» своего малого дизеля…

- Мы работаем над этой проблемой: ведем переговоры о сотрудничестве с итальянской «VMMotori» и бразильской «MWM», а также с китайскими производителями. В Китае присутствуют все основные производители, в первую очередь «Cummins», «Caterpillar», «Deutz». Речь идет о них. В ближайшее время сделаем выбор.

- Вам самому, какой вариант больше нравится?

- Мне, честно говоря, «VMMotori». Но завод находится в Италии- это еврозона, «МWМ»— в Бразилии, это уже долларовая зона. Курс доллара к евро сегодня— $1,56/евро. У «VMMotori» на первый взгляд технические параметры двигателя лучше, но когда считаешь и видишь, что двигатель занимает у тебя в себестоимости 15-20%, то сразу становится неинтересно. На двигатель должно приходиться не более 10-12%. Если он занимает больше, то ты либо теряешь прибыль, либо становишься неконкурентен по цене автомобиля.

- В сегменте LCV иностранцы почему-то не спешат обзаводиться производством в России. Каково ваше отношение к этому?

- Чем хороша «ГАЗель»- у нее отличное соотношение «цена-качество». Мы в год продаем в России и СНГ 180000легких коммерческих автомобилей, а ближайший конкурент– «Ford» в 2007г. продала менее 10000шт. Так что на наш рынок пока никто не рвется- в том числе потому, что видят угрозу серьезной конкуренции с нашей стороны. Но о комфорте все равно говорить не приходится. Все иностранные конкуренты ждут, когда перешагнут определенное пороговое значение в своих продажах в России, чтобы принять решение о начале локальной сборки. Для грузовиков этот порог продаж, как правило, 10000шт. в год, для LCV— 20000-30000шт.

- Какие планы у вашего легкового дивизиона?

- Как только наш маржинальный доход на «Волге» снизится, она будет снята с производства. А вот производство «Volga Siber» будет расти. С этим проектом мы совершили прорыв в ведении автомобильного бизнеса в России. На этом заводе абсолютно другие стандарты, и нам уже не стыдно показать это производство кому бы то ни было. Это производство- 44робототехнических комплекса, 294робота из Германии и Японии, качественная сборка. Автоматизация производства достигает 85%. Комплектующие- от ведущих мировых поставщиков США и Европы. Проект оказался нелегким. Я был свидетелем того, как начали привозить оборудование для этого проекта из США. Когда я увидел робототехнические комплексы с обрезанными пучками проводов, мне стало плохо. Я думал, мы это не восстановим никогда. Так варварски было снято оборудование из-за проблем с компаниями, которые брались за демонтаж. К счастью, нам эти проблемы решить удалось. А «Siber» получился отличным продуктом. К нам недавно приезжал вице-президент «Chrysler», он посмотрел эту машину, посидел в ней и сказал: «Слушайте, так это гораздо лучше, чем «Sebring».

- Сколько будет стоить «Volga Siber», уже решили?

- От $20000до $24000в зависимости от двигателя, коробки передач.

- Какие еще легковые автомобили «ГАЗ» может запустить в производство на площадке, где собирается «Siber»?

- У нас достаточно гибкие мощности: без дополнительных инвестиций они могут быть увеличены с 60000до 120000-150000машин в год. Они позволяют кроме «Siber» выпускать еще 2-3продукта. Вот мы сейчас считаем и думаем, с кем мы можем создать эти продукты. Ведутся интенсивные переговоры- с «GM»,«Chrysler» и еще несколькими компаниями по поводу разработки совместной платформы легкового автомобиля.

- С «Chrysler» вы, как и с «GM»,обсуждаете создание небольшой дешевой машины?

- Мы с партнерами по всем их линейкам разговариваем. Например, в России очень быстро развивается класс SUV. Мы бы хотели получить и такую машину.

- Вы для того, чтобы с руководством «Chrysler» повстречаться, в США ехать собираетесь [на встречу с «Ведомостями» Занозин пришел прямо cсобеседования из посольства США]?

- Не только. Нам интересен американский рынок вообще. Ведь доллар идет вниз, и при таком курсе, даже, несмотря на океан и стоимость фрахта, цена на комплектующие в США очень для нас привлекательная. В итоге она получается даже ниже, чем в Китае, и значительно ниже, чем в Европе.

- У вас сейчас так много переговоров с иностранными компаниями по разным направлениям. В чем вы видите ваше основное преимущество в этих переговорах?

- Автомобильный мир очень сильно глобализуется. А Россия, как и Китай, Индия и Бразилия, сейчас является страной, где выгодно делать автомобили, в отличие, к примеру, от еврозоны. Но своими продуктами делиться никто не хочет- все хотят иметь очень серьезную плату за вход. И мы сейчас торгуемся. Мы говорим: ребята, у нас есть рынок. А они говорят: у нас есть продукт. Вот мы и пытаемся договориться так, чтобы как можно быстрее окупить наши будущие вложения. Я хочу, чтобы мы были одной из лучших в мире автомобильных компаний, и мы все для этого делаем. Широта задач зависит от целей, которые ты ставишь- перед собой и перед другими людьми. А успех- от наличия команды единомышленников. Когда это все есть, то можно решить любую задачу.

- У вас при таких задачах свободное время вообще остается? Расскажите о себе, чем любите заниматься кроме «Группы ГАЗ».

- У меня большая семья, трое детей, четверо внуков- два мальчика и две девочки и великолепная жена, которая мне помогает. Учитывая, что я работаю в режиме seven-eleven, как правило, времени на все остальное не остается. Люблю природу, путешествия, рыбалку. Живу на три дома: в Нижнем, в Москве, где живет сын, и основной дом- в Павлове. Я порой рубашки не могу найти, костюмы у меня теряются по дороге, ботинки. И так живу, наверное, уже лет шесть.

О Дерипаске и других людях

«В чем его уникальность? Этот человек хочет разобраться во всем до мелочей.
К примеру, месяц назад Олег Владимирович вместе с руководителями основных направлений «Базового элемента» два дня обучался производственной системе на площадке ГАЗа— на прессовом производстве, в сборочном цехе.

Это говорит о том, что он, как никто другой, понимает, что добавочная стоимость создается там, на гэмбе. Она не в наших кабинетах, она там, внизу. И от того, как мы понимаем, как на производстве выстраиваются процессы, как мы на них влияем, все и зависит. Тут два главных момента— улучшение качества и сокращение затрат. И то и другое нужно делать через людей. Их нужно обучать, воспитывать, работать с ними. Все программы— в производственной системе, в развитии качества, персонала, закупок и т. д.— мы открыли за последние полгода. И они принесут результат.


Категории новостей

Единая справочная служба

+7 (969) 777-83-19

Режим работы

Дилерский центр ГАЗ:
пн. - пт. с 8:30 до 18:00
сб. – с 9:00 до 18:00
вс. - выходной

Дилерский центр УАЗ:
пн. - пт. с 8:30 до 18:00
сб.- вс.  выходной

Дилерский центр ПАЗ
пн. – пт. с 8:30 до 17:30
сб. – вс. выходной

Дилерский центр LADA:
пн. – пт. с 8:30 до 19:00
сб. – вс. с 9:00 до 18:00

Сервисный центр LADA:
пн. – пт. - с 8:30 до 19:00
сб. – вс. - с 9:00 до 18:00

Станция технического обслуживания
(ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, коммерческая техника):

пн. – сб. - с 8:00 до 20:00
вс. - выходной

Наш адрес

ООО «ТСС Кавказ» (ООО «АвтоГАЗсервис»)
357528, Россия, Ставропольский край,
г.Пятигорск, ул.Делегатская, 97.

Как нас найти?
Карта сайта